Неділя, 19.05.2024, 17:40
Вітаю Вас Гість | RSS
Форма входу
Пошук
Календар
«  Жовтень 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 11
Друзі сайту
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

ІАЦ "Європейський вибір"

Головна » 2013 » Жовтень » 24 » ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ ВЕКА: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ
18:24
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХХІ ВЕКА: ПОИСК ПРИОРИТЕТОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Эта тема принадлежит к наиболее фундаментальным проблемам современной науки, философии и социальной практики. Речь идёт о поиске новой парадигмы подготовки человека к жизни, которая б обеспечивала не только адаптивное отношение к действительности, но и развитие самой действительности в соответствии к человеческому измерению жизни, продиктованному идеалами нового века.
Центром этой парадигмы выступает образование, которое развивается как ответ на вызовы цивилизации и одновременно как ответ на потребность человека найти своё место и возможности самореализации в новом глобальном пространстве. Образование, его организация, направление развития, содержание и учебные технологии стоят в эпицентре дискуссий, которые развернулись сегодня в мировой интеллектуальной среде. Речь идёт о новой философии образования – образования, которое обеспечило б комфортное существование  человека в ХХІ веке.
Можно выделить ряд основных приоритетов новой философии образования. Первой и, наверное, главной из них есть проблема модернизации содержания образования, приведения его в соответствие к новым достижениям науки, культуры и социальной практики. К приоритетам образования относят умение оперировать такими технологиями и знаниями, которые удовлетворят потребности информационного общества. На первый план выходят информационные технологии, дистанционное обучение, которое охватывает сеть университетов и школ, систему подготовки кадров и повышения квалификации, применяются в сфере обмена педагогической информацией.
В условиях глобализационных процессов, взаимопроникновения рынков труда и интернационализации национальных экономик образование рассматривается как своего рода ключ  к будущему экономического расцвета, эффективный способ борьбы с безработицей, движущей силой научно-технического прогресса. 
Очень важной проблемой в этом контексте встаёт проблема обеспечения высокого качества образования, которое является определяющим фактором развития и необходимым условием успешного существования каждой страны. Качество образования отслеживается при помощи мониторинга, который в сфере образования понимается как систематические процедуры сбора данных касательно важных аспектов образования на национальном, региональном и местных уровнях с целью постоянного отслеживания за её состоянием и прогнозом развития.
Важной составляющей современной философии модернизационных процессов в системе образования есть принцип демократизации управления, прозрачности принятия решений, финансирования, перспективного планирования. Модернизация управления образованием предусматривает, прежде всего, его децентрализацию, что успешно реализована в образовательных системах разных стран мира. Главной задачей управления в сфере образования должно быть пересмотр соответствующих ролей центральной, региональной и местной власти с целью установления хорошо интегрированных институционных связей, которые должны обеспечить высокого качества образование, адекватное финансирование и эффективное управление.
Одним из ярких инновационных проявлений глобальных тенденций общественного развития есть утверждение информационной цивилизации и соответствующей ей информационной культуры общества и личности. Этот процесс привносит принципиальные изменения в общую философию образования, ставит новые задачи и одновременно открывает новые горизонты психолого-методологического поиска.   
В результате углубленной философской рефлексии современных мировых и отечественных реалий, содержания феномена «образование», места и роли последнего в современной Украине и контексте новых мировых реалий были сформулированы философские основания, на основе которых формировались рекомендации по стратегии развития и новых оснований государственной образовательной политики:
- современную систему образования Украины следует рассматривать в контексте её становления и развития (трансформации, модернизации); учитывая новые мировые реалии, она обогащается новыми мировыми приобретениями и утверждается как система национальная;
- сущность современного процесса обучения составляет не только обогащение личности определённой суммой знаний или формирование умения практической деятельности, а разносторонняя подготовка человека к жизни в глобализированном информационном пространстве через создание равных условий доступа к качественному образованию, обеспечение образования на протяжении жизни, формирование толерантного мировоззрения и дискурсного характера взаимодействия народов и культур;
- философское обоснование учебно-воспитательного процесса составляют принципы приоритета человека как личности, свободы выбора ценностей, реализации возможностей самореализации, единства национальных и общественных интересов, системности, взаимосвязи теории и практики, толерантности в взаимодействии народов и культур.
В условиях глобализации важную роль играет гуманистический принцип философии образования. Важное значение в современном возрождении гуманистических настроений имеет моральный фактор. Гуманизм не случайно определяют как «этическую антропологию».
Важность моральных устоев человеческой жизни значительно усиливается на фоне упадка общественной морали, обесценивания этических основ, девальвации традиционных норм поведения.
Стремление ликвидировать «розорванность» человека, вернуть ему целостность органически соединяются с философско-гуманистическим принципом толерантности, отношению к «иной» толерантности как требованию принципа гуманизма логично отправляет такое философско-методологическое наставление, как интерпретация. В современной философской практике и образовательных технологиях чётко видна тенденция перехода от «законодательного» типа мышления к «интерпретирующему». Именно интерпретивный способ мышления снимает непримиримость методологических оппозиций, трансформирует её в проблематику дискурса.
Ударение на приоритете морального начала, духовного богатства – один из важных философско-методологических и гуманистических приоритетов современного образования. Развитое моральное чувство и адекватная ему направленность слова и дела человека выступает «атрибутивным признаком» именно человеческого способа жизни. Это значит, кроме всего, то, что морально ответственная личность не может удовлетворяться осознанием того, что её образовательная и профессиональная подготовка даёт возможность успешно адаптироваться к общественным реалиям.
Философия образования в содружестве с другими социогуманитарными науками должна развязать ряд проблем – от выяснения своих теоретических возможностей влиять на образовательные и воспитательные процессы до определения главных магистралей «человекотворчества» в современных реалиях и формирования рекомендаций педагогической и просветительской практике. 
В современных условиях образование предстаёт перед существенными историческими вызовами.
1. Необходимо обеспечить высокую функциональность человека в условиях, когда изменение идей, знаний и технологий происходит намного быстрее, чем смена поколений людей. Также следует найти рациональные схемы соотношения между развитием знаний, высоких технологий и человеческого умения их творческого усвоения.
2. Потребность обеспечения оптимального баланса между локальным и глобальным с тем, чтобы человек, формируясь, как патриот своей страны, осознавал реалии глобализированого мира, имел возможность жить и действовать в этом мире, неся часть ответственности за него, быть, по существу, не только гражданином страны, а и гражданином мира.   
3. Необходимо сформировать на общественном и индивидуальном уровнях понимание человека как наивысшей ценности, права каждого стать и оставаться самим собой согласно со своими природными способностями и что только такое отношение к человеку сможет обеспечить высокий демократизм общества.
4. Необходимость выработать у человека способность к осмысленному и эффективному функционированию в условиях усложнения отношений в глобализированом информационном обществе, повышения коммуникативности жизни.
5. Минимализация ассиметрии между материальностью и духовностью, культивирование у каждой личности возвышенной мысли и духа согласно с национальными традициями и личными убеждениями.
Предметом образования, её средствами выступают образовательные технологи, которые, в свою очередь, имеют определённое влияние на глобализацию. Именно поэтому можно говорить, что глобализация – это обострённая конкуренция между государствами и нациями, которая приобрела всепланетный характер. Таким образом, только то государство займёт достойное место в этом мире, которое будет наиболее эффективно работать в современных условиях общественной жизни за новыми технологиями. 
Глобализация – это тот фактор, который влияет на образование и образовательные технологии. Образовательные учреждения имеют серьёзное влияние на логику глобализации. Это происходит путём подготовки студентов не только из разных стран или континентов, но и с разной ментальностью, культурой, что стимулирует взаимное развитие и модернизацию. Модернизация же образования – это социально детерминированный, управляемый процесс. Его содержание и направленность определяются через политические механизмы взаимодействия разных интересов, характера их проявления в образовательной политике, в деятельности её основных субъектов.
Образовательная политика рассматривается как процесс, который имеет следующие характерные составляющие: определение целей и намерений, принятие решений и программ действий, внедрение их в жизнь, анализ результатов этих действий.
Однако на высшем уровне произошли следующие общецивилизационные тенденции, которые повлияли на все сферы жизнедеятельности человека и общества.  
1. Тенденция к глобализации общественного развития, которая характеризуется следующими чертами: 
- сближением наций, народов, государств путём создания общего экономического поля, информационного пространства и т.д.;
- сближением характера общественных отношений в разных странах мира, зависимостью прогресса (развития) каждой страны от способности общения  с внешним миром;
- сменой сущности государства, которое вынуждено передавать часть своих традиционных функций объединению государств континентального характера или общемирового;
- небывалым прежде обострением конкуренции между государствами.
2. Приобретение человеком способности к самоуничтожению. Историю человечества можно рассматривать в контексте появления всё новых возможностей для уничтожения человека.
3. Общеобразовательная тенденция – переход человечества от индустриальных к научно-информационным технологиям, которые основываются на интеллектуальной собственности, на знании как субстанции производства и определяются уровнем человеческого развития в стране.
Общество постепенно становится человекоцентричным. Индивидуальное развитие человека, личности в этих условиях встаёт с одной стороны основным показателем прогресса, а с другой – главным условием дальнейшего развития общества. 
Вот почему наиболее приоритетными в ХХІ веке становится наука как сфера, которая производит новые знания, и образование как сфера, что очеловечивает знания и, прежде всего, индивидуальное развитие человека.
Именно поэтому большое значение имеет философия образования, которая призвана вместе с другими философскими направлениями решить значимые проблемы не только национального, но и общемирового образования. 
Подводя итог, хотелось бы заметить, что в современных условиях много процессов происходит как однолинейно, так и параллельно, с серьёзным влиянием на все сферы общественной жизни как отдельного государства, так и человечества в целом. Образование в этом случае имеет особенно важное значение, ибо благодаря его средствам происходит обработка, передача и накопление знаний для последующих поколений, а поэтому понимание разных процессов приобретает в этом смысле особенное значение. 
 

Переглядів: 1051 | Додав: Sytnyk | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: